?

Log in

No account? Create an account
Speaker Rabbit

abbra


CIFS: curious information funneled sometimes


Previous Entry Share Next Entry
КВН МГУ 1988
Speaker Rabbit
abbra
Квинтэссенция преподавания информатики в последние 20 лет:


  • 1
Продолжу свою мысль. БК и Синклеры дома давали то, что не давала школа: возможность эксперимента, за который не накажут, но который дает возможность не только почувствовать себя наравне со старшими, а зачастую и стать выше старших. Это дорогого стоило и стоит.

Эксперименты всегда были и остаются привлекательной стороной познавательной деятельности. В хороших условия уроки химии и физики, астрономии и математики, даже НВП, когда мы разбирали и собирали АК, складывали парашют и планировали маленькие спасательные операции (начало 90-х, все-таки жизнь в военных городках накладывает свои отпечатки), эти 45 минут пролетали быстро и с сожалением именно потому, что на них мы делали что-то настоящее.

Сейчас, когда даже химия и физика в большинстве своих воплощений переведена в вариант просмотра фильма или интерактивной программы на экране компьютера, когда не чувствуется обратная связь между тем, что ты делаешь и тем, что происходит в реальности, интерес эти уроки в значительной мере утратили. Аналогично и с IT в московских школах -- нет в базовой программе отличий от того, что ученики и так используют дома, пусть и без систематизации.

Может ли СПО как инструмент привести к повышению интереса учеников к урокам? И да, и нет. Все зависит от того, чему мы хотим их научить, а еще больше от того, как мы хотим этих учеников видеть: равными себе или помочь им подтянуть нас? А с последним, может быть, вложить в них интерес к новому в жизни, к тому, что это новое должно приносить пользу не только им самим, к совместному развитию.

Думается мне, что преподавание информатики в школе в этом контексте не сильно отличается от все более виртуализируемой остальной школьной программы. Проблемы общие: как изменить себя быть единым целым, которое хочет развиваться и развивать свое окружение. Это единое целое невозможно без маленьких открытий каждый день, в своем ближайшем окружении, в своей работе и своем взаимодействии с реальностью. СПО в этом плане дает такой шанс -- за счет резкого сокращения дистанции между "дядями" и "тетями", которые все это придумали и реализовали и "ребенком", который этим пользуется и это СПО изменяет -- для себя, для товарища, для всех.

СПО в этом плане дает такой шанс -- за счет резкого сокращения дистанции между "дядями" и "тетями", которые все это придумали и реализовали и "ребенком", который этим пользуется и это СПО изменяет -- для себя, для товарища, для всех.

Да, одно из очень интересных направлений -- творческие социальные сети вокруг разработки СПО или свободного контента. По сути, команды разработчиков СПО образуют такую сеть естественно.

Edited at 2008-08-16 02:27 pm (UTC)

Естественное взаимодействие между участниками это хорошо. Я только хотел бы избежать двух вещей. Во-первых, принудительное сетеобразование, :-) а во-вторых принудительное втягивание таких команд в учебный процесс. Если все происходит естественным образом (как оно обычно идет сейчас, когда довольно много студентов и аспирантов уже ставят эксперименты на командах СПО), то это еще ничего, но принудительное выхолащивание отношений для того, чтобы дети не сталкивались с реальностью, будет просто провалом.

В этом плане крайне интересным выглядит использование инфраструктуры развития СПО, которая прописана в Концепции. Если этот государственный ресурс будет включать в себя неплохо организованную систему совместной разработки, в духе gitorious/github, то этой системы будет более, чем достаточно, чтобы обеспечить площадку для совместной работы школьников и "дядей"/"тетей". Потому что там все равны, по крайней мере, в терминах инфраструктуры, а ответственность и атрибутивность успеха налицо, опять же, благодаря инфраструктуре. Успех, выраженный в том, что код школьника публично принят в проект, код которого использует собственное государство, и не только оно, может служить хорошей альтернативой поощрения в виде медалей и грамот на конкурсах и олимпиадах. "Со взрослыми на равных", как сто лет назад.

Во-первых, детей надо учить, а работать "со взрослыми на равных" это ложная посылка для начального и среднего образования. Я не думаю, что можно прошарить всё это дело наравне со взрослыми дядями без ущерба, скажем, для программы по литературе. А программа по литературе очень много времени выедает.

Во-вторых, надо набраться смелости и признать, что большая часть СПО на данный момент написано хреново. И нечего детям мозги забивать километрами всякой сишной херни.

Леша, ты давно видел нынешних девяти-одиннадцатиклассников?

Помимо плохо написанных программ есть хорошо написанные или те, которые имеет смысл улучшать даже в этом возрасте. И достаточно большое количество этих программ написаны на языках, которые приемлемы к использованию в школьных условиях даже лучше, чем вездесущий Pascal, не говоря уже о C.

Но здесь ведь важно то, что акцент с постройки забора вокруг детей от реальной жизни переносится на улучшение реальной жизни. Да, пусть в мелочах, пусть в каких-то показанных учителем проектах, не обязательно же в открытое плавание сразу выпускать. Но не на никому ненужных примерах, а на реально используемом коде. Чтобы ребенку была видна ценность потраченного им времени.

Что касается того, что вовлечение ребенка в такую деятельность сильно съест его время по отношению к другим дисциплинам, эта проблема стоит всегда. Учителя спортсменов тоже страдают. Когда я преподавал информатику в школе, у меня был класс, мальчики в котором почти в полном составе были детской хоккейной командой в профессиональном клубе. Информатика их не так сильно интересовала, как физкультура, но удавалось находить общие темы. Это вопрос квалификации учителя в первую очередь. По любому предмету можно найти бездну интереснейших тем и быть ими поглощенным, это нормально.

Литературные сюжеты, кстати, сейчас хорошо информатика может увязывать, как и другие предметы. Некоторые темы вообще могут стать ядром, связующим предметы, пролить ребенку новый свет на их взаимосвязь и необходимость. Те же цепи Маркова, объединяющие физику, биологию, музыку, статистический анализ текстов. В аккуратной дозировке и постановке задачи темы могут быть очень увлекательны -- например, поиск влияния образов в творчестве Пушкина на писателей XIX века.

Весь вопрос в Учителе. Я уверен, что и Учителей можно заинтересовать нескучной информатикой.

>>> даже химия и физика в большинстве своих воплощений переведена в вариант просмотра фильма или интерактивной программы на экране компьютера

Возможно во мне говорит "естественнонаучник", но мне представляется, что школьную информатику необходимо как-то увязать с физикой и химией. Например, решать некоторые задачи численным методом. Может быть, строить какие-то простенькие математические модели.
Ну вот хотя бы закон Ома. На лабораторной по физике сделали десять замеров напряжения и силы тока. А потом на информатике вычисляют сопротивление с учетом погрешности измерения. А в идеале - пусть вообще доказывают сам закон Ома. Пусть получат зависимость, близкую к линейной, подумают, почему она линейная, а не какая-нибудь синусоидальная.
А игра "Жизнь"? Это ж просто находка - можно построить примитивную модель экосистемы. И поразмышлять об ее устойчивости.

Да. Таких примеров для междпредметного взаимодействия очень много, в 90-х в Беларуси были даже специальные учебные программы (факультативов), где это прорабатывалось. К сожалению, в конечном итоге все превратилось в "Виртуальные лабораторные", где от ученика требуется только кнопки нажимать на нарисованных приборах.

Межпредметное взаимодействие во все времена считалось правильным подходом, но часто спотыкалось о неготовность учителей взаимодействовать и о рассинхронизированность программ -- когда векторы по информатике давали раньше, чем по физике и математике и наоборот. Примеров таких много.

А ведь есть еще, например, прекрасная библиотека Box2D, которая моделирует поведение геометрических объектов в условиях гравитации. Есть довольно неплохие простые языки программирования, связав которые с Box2D можно получить среду с простым языком и явной направленностью на механику. Фактически, честную лабораторию -- все зависит полностью от тебя. Есть Bullet Physics, немного посложнее, но тоже доступная (MIT license), к тому же реальная -- используется во многих "настоящих" играх на PS3, Xbox360, Nintendo Wii.

Совершенно верно. И главное - это будет способствовать возвращению в школу некоего романтического духа, которые за последнее время был ей утрачен (как, собственно, и обществом). Математические модели, исследования - это пусть и "маленькая", но уже наука.
И тут очень важен вектор от домашнепользовательской информатике к информатике инженерной и исследовательской.
Другое дело, при таком подходе информатика становится очень зависимым предметом. Если в школе сильные предметы - естественные науки и математика, то эффект будет сильным. А если главная цель школы готовить выпускников для работы в бизнесе, то шансов на изменения к лучшему никаких.
В-общем, в школу надо возвращать дух исследовательской романтики. Остальное приложится :).

Да. Мы немного об этом говорили в июне в дискуссии с Вагнером и остальными у aen_: http://users.livejournal.com/aen_/94548.html?thread=1832020#t1832020

  • 1