Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Speaker Rabbit

Бытовые очевидности

В рамках подготовки к переезду на новое место внутри города изучаю окружающую действительность. Текущая хороша близостью к морю, бассейном в десяти минутах ходьбы и развитой транспортной инфраструктурой. Новая -- лесом, тишиной, тремя гольф-клубами в радиусе трех километров и конно-спортивным клубом.

Хозяйкам на заметку:

  • не секрет, что районы городов сильно отличаются, однако мнение людей о них сильно связано историческими мифами и не всегда отражает действительность. В то же время, статистика знает все и stat.fi публикует регулярно отчеты о всех районах Финляндии. На сайте JokaKoti можно увидеть удобную визуализацию этой статистики -- дождитесь загрузки флеш-странички и введите почтовый индекс интересуемого района. Уровень доходов, безработица, количество арендуемых квартир и раскладка по возврастам проживающих будет соответствовать прошлогодним данным stat.fi.

  • На той же странице в JokaKoti есть карта, а на карте в правом нижнем углу отметки "показать киоски" и "показать магазины". Если нет машины, то информация о ближайших магазинах будет очень полезной.

  • В каждом более-менее крупном финском городе информация о движении общественного транспорта доступна через интернет. Это позволяет достаточно надежно оценить связность района. В столичном регионе, например, http://www.reittiopas.fi/ru/ позволяет проигрывать разные варианты передвижения (в расширенном поиске), включая скорость пешего хода и желаемое время нахождения в точках пересадок. Попробуйте утренние и вечерние часы пик, обстановка будет сильно отличаться.

  • На сайте http://www.kuusikkokunnat.fi/ публикуются сравнительные отчеты о затратах на социальные и медицинские услуги с 2004 года в Хельсинки, Эспоо, Вантаа, Тампере, Турку и Оулу. Доступны, например, сравнительные данные о стоимости детских садов для родителей и муниципалитета, а также расходы на профилактику наркомании и пьянства.



Не стоит забывать и сайты муниципалитетов. В Эспоо, правда, невозможно найти привязку районов к ближайшим школам (с 2004 года муниципалитет больше не требует обязательно ходить в ближайшую к месту жительства школу, а руководствуется при распределении "безопасностью ребенка и удобством для его обучения"), но на сайте муниципалитета можно найти список всех школ (базовые -- http://www.espoo.fi/default.asp?path=1;28;11866;11703;23258;11855;12723, по ссылкам можно получить контакты директоров и сайты самих школ), а на http://kartat.espoo.fi/ можно играть со слоями данных и увидеть разграничение районов и даже территорий отдельных домов и спутниковые данные слоями за последние 10 лет. Из удобных дополнительных данных -- трассы лыжных маршрутов, участки голосования на выборах, зоны водозабора и точки геодезической привязки.

Всего этого очень не хватает при первом перезде, понимание возможностей приходит только со временем. Интересно, что местные жители тоже плохо осведомлены. Доступность статистических данных на JokaKoti, например, была открытием для всех моих коллег. Первым же делом они бросились смотреть на то, как посчитали их соседей. :)
Speaker Rabbit

Местечковое

Настало время заключать договорные отношения с генерирующей и доставляющей компаниями. Финские френды, опишите, пожалуйста, что нужно делать? В текущей квартире электричество включено в квартплату, на новом месте все будет традиционно.

Пока я прошелся по www.sahkonhinta.fi и www.vaihtovirta.fi и решил, что для моей ситуации (Эспоо) наиболее подходит комбинация Kraft&Kultur плюс Fortum Espoo Distribution Ltd. Цены у K&K существенно ниже "родного" Фортума (приблизительно на треть), они производят возобновляемую энергию. Правда, находятся в Вааса, это как-то повлияет на стоимость доставки (насколько я понял -- нет)?

Каков сам процесс? Я заключаю договор с генерирующей компанией, а с доставкой нужно заключать отдельно или они как-то между собой разберутся?
Speaker Rabbit

Рычаг

В комментариях к новостям из России повсеместно сквозит неприязнь к чиновникам и поголовное обвинение во взятничестве и распилах. «Национальная операционная система» -- обязательные распилы. «Сколково» -- распилы. «Нано» -- распилы.

Не буду даже пытаться дискутировать. С моей точки зрения, если все время концентрироваться на негативе, результатом будет только негатив. Давайте лучше поговорим о том, зачем государству, а не чиновникам нужна национальная операционная система, с конструктивной точки зрения.

Что такое государство с точки зрения организационной? Совокупность учреждений, имеющих разную ответственность и ориентацию. Федеральные, региональные, муниципальные. Гражданские, военные, специального назначения. Разной степени открытости по отношению к друг другу и общественности. Отношения между ними и обществом с точки зрения обмена информацией непростые, равно как схемы распределения средств для обеспечения этого обмена. Хотя, с последними попроще. Определенные проекты можно финансировать только из региональных и муниципальных бюджетов, а некоторые -- только из федеральных. Так определено законодательной базой и порой подобные финансовые нюансы серьезно усложняют разработку и внедрение ИТ. Так было, например, со школьными проектами («Первая помощь», ПСПО, широкополосный доступ в интернет), так наверняка будет и в будущем с другими государственными ИТ проектами.

Идеал информационной системы в государстве -- это сочетание нескольких факторов:

  • максимально близкие по базовому содержанию программные комплексы на всех уровнях;

  • массовое обучение сотрудников государственных служб работе с этими комплексами;

  • массовая разработка прикладных информационных систем на общей основе, чтобы уменьшить затраты на внедрение и поддержку;

  • сокращение долгосрочных расходов на поддержку и внедрение за счет совмещения базового обучения населения и госчиновников;


Факторы эти работают друг на друга и совместно усиливают общесистемный эффект. Для обеспечения их работоспособности также требуются определенные юридические, организационные и финансовые процедуры, без которых факторы останутся лишь пожеланиями. Найти, четко описать и реализовать эти процедуры не так-то просто.

Возьмем, к примеру, юридическую сторону. Для массового тиражирования ИТ решений в масштабах страны государству требуется присутствие внедренцев на местах. Если разработчик ИТ решения одновременно является и его внедренцем, это означает, что он должен иметь точки присутствия во всех регионах страны, каким-то образом пройти сквозь обязательную систему тендеров при исполнении работ по государственным заказам и во всех регионах выиграть эти тендеры. Предположим, что этот процесс (уже по формулировке чреватый злоупотреблениями) ему не удался. В таком случае, разработчик ИТ решения будет вынужден поставить его организациям-внедренцам, выигравшим тендеры в конкретных регионах, и реализовать -- в рамках существующего закондательства -- гарантии, под которыми подписались эти исполнители перед соответствующими государственными структурами, тендеры которых они выиграли.

То есть, система сильно усложняется и запутывается, создавая возможность для злоупотреблений и монопольных манипуляций. Выходит, заказывая программный комплекс, предназначенный для массового тиражирования, государство должно каким-то образом юридически подстраховать себя (в виде государственного органа, в котором будет производится внедрение в будущем) от подобных махинаций. Федеральный государственный орган, заказывающий разработку с перспективой ее использования в региональных и муниципальных органах власти, должен озаботиться тем, чтобы эти самые органы смогли затем заказать внедрение разработки на рыночных и недискриминационных условиях, в идеале еще и обеспечив финансирование, выделенное из регионального и муниципального бюджета. Который, в конечном итоге, должен работать на нужды региона и не вымываться из него, хотя бы путем «утекания» доходов и налогов в другие регионы.

Государство работает в том же правовом поле, в котором работают и подрядчики, у которых оно заказывает разработки и внедрение. Один из ключевых моментов, последовательно разрабатывавшихся в рамках программ «Электронной России» и аналогичных, был связан с решением этой проблемы. В сообщениях прессы о «Национальной операционной системе», к сожалению, этот момент из выступления Ильи Массуха был практически опущен. Синодов на roem.ru слегка коснулся этого момента, а остальные совсем пропустили мимо. Для государства важно, чтобы разработки, выполненные на государственные деньги и предполагаемые к дальнейшему массовому тиражированию, были отчуждаемы. Отчуждение в данном случае есть вполне конкретный юридический термин и предполагает передачу определенного набора прав в рамках существующего законодательства. Этот набор должен обеспечивать возможность государства как единого заказчика передать полученный в результате заказной разработки комплекс далее и обеспечить свободу себе (государству) для последующего внедрения, развития, доработки и так далее, в идеале вне зависимости от конкретного исполнителя первого заказа.

Для исполнителей это, конечно, тяжелое условие. Многие исполнители привыкли к тому, что получение разработки на определенную систему в дальнейшем делает их эксклюзивными поставщиками и поддержки. По крайней мере, обеспечивает им конкурентное преимущество не за счет каких-то качеств разработанного продукта, а в основном за «право первой ночи». Сознательная передача «права первой ночи» потенциальным конкурентам выглядит совсем не рыночной и разрушительной.

Однако заказчик с такими условиями -- государство. Если кто-то не готов осваивать государственные (деньги налогоплательщиков) средства на таких условиях, у государства -- как и у иных субъектов хозяйствования -- всегда есть выбор. Например, заказать разработку альтернативы существующему решению под условиями, которые устроят государство и выбранного поставщика (к примеру, полностью принадлежающий государству субъект хозяйствования). Илья Массух упомянул о неотторжимости поисковой системы Яндекса на условиях, которые интересны государству -- и отсутствие иных значимых альтернатив вполне логично ведет к появлению идеи, что государству необходима «национальная поисковая система». В конце концов, это вопрос государственной независимости, но не в смысле независимости государства от внешних врагов, а независимости в принятии решений по отношению к самому себе, если государство рассматривать как компанию с 868151 сотрудником (согласно данным Росстата на 1 октября 2009 года).

Так и с «национальной операционной системой». Вопрос отторгаемости разработанных решений возникает сам собой, если рассматривать долгосрочную перспективу использования этих решений на всех уровнях государственной службы и в 100% зависящих от государства «смежных» организациях. Понятно, что в здоровой ситуации государство будет заказывать услуги по развитию, внедрению, поддержке и обучению пользованию внедряемым системам сторонним организациям и с большой вероятностью совсем не одним и тем же -- особенно в рамках такой большой страны как Российская Федерация. Однако государство прежде всего должно обеспечить себе возможность такой ситуации, согласованной с особенностями распределения бюджета между разными ветвями и уровнями власти (внутригосударственных структур).

Используя эти подходы -- а мы рассмотрели только один небольшой, пусть и важный момент -- становится ясно, почему требуется, например, обеспечение разработки российскими компаниями и присутствие инфраструктуры для хранения/развертывания «национальной операционной системы» внутри страны. Государство использует новое игровое поле для рычага решения самых разных задач, включая потенциальное перераспределение экономических и социальных ориентаций регионов и более равномерное развитие самих регионов по отношению друг к другу. 10% от трудоспособного населения страны заняты в органах государственной власти разных уровней, если вокруг их деятельности создается инфраструктура обслуживания, которая затронет хотя бы еще 10% трудоспособного населения страны, это уже существенный рычаг.

Понятно, что перспективы формирования и тем более получения реальной отдачи от такого рычага совсем не близки. Однако и государство, в отличие от традиционных компаний, по определению должно работать в средне- и долгосрочном горизонте.
Speaker Rabbit

Хищники и их жертвы

aen_ обращает внимание на попытки "Форбс" "очистить" образ Microsoft. Статья в российском "Форбс", в оригинале была записью в блоге "Форбс" американского. Записью от Роберта Хана и Питера Пассела, экономистов, занимающихся вопросами государственного регулирования и активно участвующих в выработке рекомендаций регуляторам. Экономистов, написавших ранее исследование "Микрософт: хищник или жертва?", еще до завершения анти-монопольного дела Еврокомиссии против Микрософт.

Технологический рынок давно уже не является замкнутой системой, он оказывает серьезное влияние на все остальные сферы общественной жизни: искусство, политика, муниципальное управление, финансы, путешествия, медиа и тому подобное. Фактически, монополия во взглядах на методы и принципы организации технологического рынка проявляется в адаптации некоторых их этих принципов и в обычной жизни, а не только наоборот.

Впрочем, журналистам сложно писать на эти темы объективно, уж слишком много нелицеприятных исторических параллелей можно вытянуть из фактов неприятия альтернативных методов и взглядов. В ИТ журналисты почему-то считают невозможным возникновение последствий, сравнимых со средневековой инквизицией, недооценивая уровень проникновения ИТ в нашу жизнь. То есть. принципиальный отказ в создании и существовании значимых альтернативных объективных подходов в построении информационных систем почему-то не должен вызывать тревогу. А уж пресечение всех альтернативных способов общения "общепринятого" рабочего места с отрицаемыми и несуществующими по мнению "общепринятого" системами -- это норма общественной жизни XX-XXI веков. Так можно далеко зайти, но вернемся к Микрософт и нашим экономистам.

В апреле 2010 журналист Ник Итон из Seattle Post-Intelligencer отмечал, что Микрософт является второй по величине компанией в штате Вашингтон (с 39,300 сотрудников после Боинга с 76,400) и в 2008 произвел 13.6% валового продукта штата. Итон специализируется на обзорах Микрософт и цитировал он исследование, проведенное в университете штата Вашингтон (UW), а также исследование Пассела, проведенное им в рамках работ в Milken Institute. Milken Institute еще в 2002 году выпустил книгу Microsoft, Antitrust and the New Economy: Selected Essays, в которой юридические консультанты, участвовавшие в защите Микрософт в анти-монопольном деле в США, критикуют правительство. Дело в США Микрософт фактически свел на нет, хотя и был вынужден предпринять определенные действия по документированию протоколов и форматов файлов для облегчения написания альтернативных реализаций. Только после того, как монополия на рынке серверов рабочих груп в Европе была доказана в деле Еврокомиссии против Микрософт, эта работа обрела более-менее реальные и практические очертания, о чем я уже писал ранее.

Как известно, Microsoft с налоговой точки зрения по своим продажам платит налоги в штате Невада, а в штате Вашингтон платит в основном налоги с зарплат своих сотрудников (7 млрд долларов) и еще 2 млрд долларов по контрактам с местными компаниями, в том числе и юридического толка (данные 2008 года). Компенсация заработного труда Микрософт своим работникам в штате Вашингтон превышает на 1.6 млрд долларов всю аэрокосмическую отрасль штата (включая Боинг). Надо ли отмечать, что исследование UW было заказано Микрософт, видимо с целью доказать свою социальную значимость?

Комментарии к заметке Итона (носящей совершенно нейтральный характер, классический подход "только факты") показательно негативны. Пару из них хочется процитировать без перевода:
Drive through Seattle. What do you see? Big box stores, grungy small businesses, marine-related, Starbucks, food, Boeing, Microsoft, and the U-W. That's it. Not a lot of diversity.

The worst part of this is that businesses here don't support what is necessary infrastructure-wise to grow the area. False economy. They need to pay their fair share of taxes, and the legislature really needs to focus on getting stuff built in a short amount of time, rather than to keep lengthening the discussion on things like the viaduct or 520, light rail, or an Eastside commuter rail system based on the old Burlington Northern tracks. The entire Eastside could be connected pretty quickly, right now, if these tracks were used. Bellevue, Kirkland, Redmond, and Woodinville could be connected right away, and Renton, Issaquah, Snoqualmie, and Seattle could be connected to the system without much more effort.


и

If you're much under 40 you might be too young to remember this, but it used to be that I as a citizen of this country could not own a telephone. And if I didn't abide by the monopoly's rental agreement I would be a criminal. The monopoly retained ownership of all telephones, through the connivance and corruption of the U.S. Government.

The modern Microsoftic term for this system is "to license" instead of "to rent" because that sounds more sophisticated and less like we're a nation of nincompoops being taken advantage of.


Хан и Пассел, по всей видимости, скучают по времени, где бал правили статистическое богатство и жесткий контроль. Иначе сложно объяснить такую настойчивость с их стороны в последние годы по упорному продвижению идей дерегулирования ИТ отрасли с желанием позволить "рыночным силам" самим решать, кто лицензирует инквизицию, а кто исследователей и темы их исследований.
Speaker Rabbit

Гастрономические новости

22 января в Хельсинки, рядом с австралийским баром в Камппи (www.aussiebar.net), начнет работать киоск по продаже настоящих британских Fish&Chips. Британец, организовавший предприятие, потратил пять месяцев на то, чтобы убедить власти Хельсинки. Пришлось пройти через всех бюрократов отдела планирования, отдела уличной торговли, местные газеты, попасть в новости YLE, встретиться с несколькими министрами и доказать, что оригинальные Fish&Chips недоступны в Хельсинки.

Результатом сражения стало право торговать Fish&Chips с десяти вечера до четырех утра в пятницу и субботу на ближайшие пять месяцев.

В меню: Fish&Chips, Real potato chips (not frozen), fresh fillets of fish in home made batter, curry chips, garlic cheese chips, burgers, battered sausages, battered burgers, homemade veggie burgers и другое.

Обещает 20% скидку посетителям Aussie Bar.
Speaker Rabbit

Ответ из МИДа РБ

Получил ответ из Консульского управления МИДа РБ по вопросу обмена паспортов граждан РБ, временно пребывающих за пределами Республики Беларусь:
В связи с Вашим вопросом информируем, что даже в тех странах, где
присутствуют загранучреждения Республики Беларусь паспорта гражданам Республики Беларусь, временно находящимся за границей, не обмениваются. Загранучреждения производят обмен только паспортов серии РР, которыми
документируются граждане Беларуси, выезжающие за границу на постоянное жительство. Обмен паспортов остальных серий (АВ, КН, НВ, МР, МС, ВМ и КВ) находится в исключительной компетенции подразделений по гражданству и
миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.


Так что для тех, кому совсем приспичило, есть только "продление срока действия паспорта гражданина РБ", а за всем остальным необходимо обращаться в подразделения по гражданству и миграции МВД РБ по месту постоянной регистрации.

Ответили оперативно, так что теоретически если у вас есть вопросы, то их можно задавать по адресам, указанным здесь -- http://www.mfa.gov.by/ru/contacts/answers/
Speaker Rabbit

Лытдыбр

Днем на работе пусто, многие уже давно в рождественских отпусках, а иные просто взяли отгул в последний день года. В первом часу звонит супруга и говорит, что звонила теща, вся в слезах: "У вас там в торговом центре стреляют, мы волнуемся за вас!" Печальная весть вынесла все новогодние новости с первых страниц международных изданий и телеканалов...

Collapse )
Speaker Rabbit

Тест устойчивости электронного общества

С понедельника, 14 декабря, в Финляндии будут три дня бастовать 29000-30000 сотрудников финансовых учреждений. Отраслевые профсоюзы не смогли договориться с работодателями об изменении условий труда и зарплаты, поэтому вывели всех на забастовку. Профсоюзы отказались от предложенного компромиссного варианта с незамедлительным повышением зарплаты на 0.69% и дальнейшим ростом не менее чем на 1% с июня 2010, несмотря на согласие на предложение со стороны федерации, представляющей банковские учреждения и на то, что предложенные цифры выше 0.5% ограничения, установленного конфедерацией финских отраслей (координирующей переговоры с профсоюзами всех работодателей).

Современное общество сильно завязано на электронные финансовые системы. Трехдневная забастовка будет показательной -- что произойдет с обществом в случае нарушения связности финансовых систем? Обещают перебои в работе банкоматов (будут работать, пока не закончатся деньги, а пополнять их в это время скорее всего будет некому), обслуживании электронных карт (с онлайновой проверкой баланса перед покупкой, вроде Visa Electron/Maestro), исполнении электронных платежей, поступивших в этот период (все, что заказано до наступления забастовки, общают исполнить).

Ссылки на новости: http://www.yle.fi/uutiset/news/2009/12/30000_finance_sector_workers_to_strike_next_monday_1256614.html и http://www.hs.fi/english/article/Strike+to+close+banks+on+Monday+/1135251376305.
Speaker Rabbit

(no subject)

Инфобанк, финский государственный ресурс для иммигрантов, существенно обновил свое содержимое 7 сентября. Теперь доступна информация на 15 языках, а русский раздел стал настолько информативен, что в него можно спокойно отправлять желающих узнать подробности о переезде.

http://www.infopankki.fi/ru-RU/home/

А мы после долгого перерыва снова нанимаем: http://bit.ly/12RmDo
Speaker Rabbit

Onedotzero

И еще одно видео с N900, на этот раз используемой в качестве пульта управления трехмерной арт-инсталяцией на начинающемся на следующей неделе фестивале Onedotzero. Трехмерные объекты инсталяции нарисованы из сообщений Твиттера, Facebook и других социальных сетей, отобранных по ключевым словам, которые задаются с пульта управления. Пульт (N900) также используется для навигации в полученой структуре -- в команды для пролета виртуальной камеры преобразуются сигналы акселерометра и нажатия на экране.

Смотрите сами:

onedotzero interactive festival identity - preview from onedotzero on Vimeo.